А теперь об опасных психологических ловушках, а точнее об "публичном заявлении о своих взглядах".
ЛЮБОЕ социальное животное стремится примкнуть к группе. Особенно по молодости лет (когда ещё нет семьи). Только в человеческом обществе эти группы основываясь на разной информации (не факт что достоверной) имеют существенные внешние различительные признаки.
Фашисты, антифашисты, фанклубы, байкеры, веганы и даже наркоманы - зачастую присоединяются к группе по принципу "лишь бы быть в КАКОЙ НИБУДЬ группе". С развитием информационных технологий началось и "виртуальное" присоединение к группам - когда человек знает что есть определённое количество людей (группа) с такими-то признаками, перенимая их поведение начинает считать членом этой группы (к примеру вегетарианцы).
И как только человек публично заявляет о своих взглядах - ловушка захлопнулась и он в плену у своих слов.
А как работает эта психологическая ловушка?
"Психологи давно обнаружили, что большинство людей стремятся быть и выглядеть последовательными в своих словах, мыслях и делах. В основе этой склонности к последовательности лежат три фактора. Во-первых, последовательность в поведении высоко оценивается обществом. Во-вторых, последовательное поведение способствует решению самых разных задач в повседневной жизни. В третьих, ориентация на последовательность создает возможности для формирования ценных стереотипов в сложных условиях современного существования. Последовательно придерживаясь ранее принятых решений, человек может не обрабатывать всю имеющую отношение к делу информацию в стандартных ситуациях; вместо этого он должен просто вспомнить ранее принятое решение и отреагировать в соответствии с ним.
Чрезвычайно большое значение имеет начальное обязательство. Взяв на себя обязательство (то есть заняв определенную позицию), люди склонны соглашаться с требованиями, которые соответствуют данному обязательству. Поэтому многие «профессионалы уступчивости» стараются побудить людей изначально занять позицию, соответствующую тому поведению, которого они позднее будут от этих людей добиваться. Однако не все обязательства одинаково эффективно порождают последовательные действия в будущем. Наиболее эффективны активные, публичные обязательства. Кроме того, обязательства должны быть внутренне мотивированными (не навязанными извне) и на их выполнение должны затрачиваться определенные усилия."
Из книги: Роберт Чалдини "Психология влияния"
Однажды мне прислали книжку о вегетарианстве, автор так и писал "обязательно говорите знакомым, друзьям что вы теперь вегетарианец".
Вот так: стоит один раз попробовать из любопытства и всё!
Но существует ещё более опасная психологическая ловушка - тату. Тату в виде надписи "vtgan" и прочие из той же оперы. Образ человека в его собственном сознании неразрывно ассоциируется с этой татуировкой, разорвать эту связь очень и очень тяжело, иногда даже невозможно.
Вот такая психологическая ловушка.
Комментариев нет:
Отправить комментарий